Усадьба 11 («Эвклида»), античная дорога

В 2002-2004 гг. усадьба раскопана Гераклейской экспедицией (начальник отряда А.А. Филиппенко). Эта небольшая, прямоугольная вплане постройка появилась здесь в пределах второй четверти IV в. дон.э. Размеры усадьбы 18х20 м. Композиционным центром был двор раз-мерами 8,2х7,6 м.

Ряд помещений бутовой кладки располагался по пе-риметру двора. Внешняя северо-западная стена усадьбы примыкала кюго-восточной ограде II поперечной дороги. Ограда дороги защищала строение от случайных ударов проходящего транспорта и прикрываласобой вход в усадьбу, который оказался в своеобразной нише глубинойболее метра. Это наблюдение позволяет предположить единовременное строительство дороги на этом отрезке и усадьбы как единого ансамбля.

Западный угол архитектурного комплекса занимает квадратное вплане помещение 1 со сторонами 3,75-3,70 м. Стены помещения сложе-ны без связующего раствора из крупных разномерных камней известняка, в технике двухпанцирной кладки. Два нижних ряда кладки со-ставляют фундамент шириной до 1 м, выступающий наружу. Наличие фундамента и угловых камней, а также ширина стен ок. 0,8 м, позволяют предполагать, что постройка могла быть изначально двухэтажной. Цокольный этаж был обустроен под хранилище пифосов. По периметру стен хранилища шла вырубленная в скале на глубину около 0,5 мтраншея с гнездами для 10 пифосов.Спустя непродолжительное время с северо-восточной стороны непосредственно к помещению 1 были пристроены одноэтажные помещения 2 и 3. Помещение 2 размерами 4,15х3,40 м. Функциональноеназначение этого помещения установить не удалось. Помещение 3 раз-мерами 7,6х4,5 м было устроено как подвал для хранения пифосов:в полу помещения выявлено до полутора десятка углублений для ихустановки. Помещение имело черепичную кровлю: обломки черепицы со следами горения были обнаружены в самом помещении и на полот-не дороги у северо-западной стены помещения. Через небольшой промежуток времени к северо-восточной стене помещения 3 пристроено помещение 4. Ряд стен-перегородок, ям и углублений для установкипифосов внутри помещения указывают на его производственное илихозяйственное назначение.Какое-то время весь комплекс существовал как склад амфорнойтары и хранилище пифосов. Впоследствии в результате каких-то событий помещение 1 было разрушено, пифосы изъяты из хранилища, а ямыи траншея забутованы камнями, золой, керамическими фрагментами имусором. В засыпи встречаются мелкие разрозненные фрагменты пифосов и крышки со следами горения, обломки амфор и амфорных клей-мёных ручек, чернолаковых канфаров, лепных горшков. Эти материалыне выходят за рамки последней четверти IV в. до н.э.Остальные усадебные постройки существуют ещё некоторое вре-мя, но затем происходит глобальное разрушение комплекса.

Время прекращения жизни на усадьбе относится к 60-м гг. III в. до н.э. (Николаен-ко, Туровский, Филиппенко 2011, 129-137).Во время раскопок усадьбы были найдены обломки синопской и хер-сонесской черепицы, многочисленные фрагменты гераклейских пифосов, амфор Херсонеса, Синопы, Гераклеи Понтийской, Книда, Фасоса,Коринфа, Менды второй половины IV – первой половины III вв. до н.э.Найдено множество фрагментов афинской чернолаковой столовойпосуды. Среди них особенно много сосудов для вина: канфаров, кили-ков, скифосов. Вино играло большую роль в рационе и жизни древнихгреков. Чернолаковая посуда для вина стоила дорого, её берегли и частовладелец проставлял (процарапывал) на дне своё имя. При раскопкахусадьбы было найдено дно чернолакового скифоса с именем владельца Ε[ΥΚΛ]ΕΙΔΑΣ (ΔΑΣ в лигатуре). Возможно, это имя одного из хозяев усадьбы, или её управляющего. Находки многочисленных ткацких грузил и прясел свидетельствуют о присутствии на усадьбе женщин, занимавшихся ткачеством.Среди находок есть половинка каменного боевого топора кеми-обинской культуры, вероятно, его нашли и принесли на усадьбу её обитатели. Нужно заметить, что греки относились к каменным топорам и молоткам местного населения как к культовым вещам и хранили их как сакральные предметы.

«Комплекс античных дорог с Т-образным перекрестком между ними»

В процессе археологических наблюдений на участке в зоне строительства фондохранилища был исследован комплекс античных дорог с Т-образным перекрестком между ними, состоящий из продольной дороги I и поперечной дороги II по нумерации Г.М. Николаенко. Ширина дорожного полотна продольной дороги I составляет 4,8-5 м, толщина стен ограды дороги ок. 1,2-1,3 м, сохранившаяся высота стен ограды в 1-2 камня (0,4-0,7 м). В южной части участка визуально фиксируется фрагмент поперечной дороги II. Поперечная дорога II соединяет бухты Камышовая и Стрелецкая. Ширина дорожного полотна 5-5,5 м, толщина стен ограды дороги 1,2-1,3 м, сохранившаяся высота стен ограды в 1-2 камня (0,3-0,6 м). Стены дорог сложены из известняковых камней — среднего и мелкого бута. На углах использованы более крупные обработанные камни. В 2006-2010 гг. участок II поперечной дороги, прилегающий к участку 11 хоры Херсонеса Таврического, был исследован и музеефицирован.

Продольная дорога I и поперечная дорога II разделяют участки 5, 6 и 10, образуя в месте пересечения т.н. Т-образный перекресток. Т-образный перекресток был исследован Гераклейской экспедицией музея-заповедника «Херсонес Таврический» под руководством Г.М. Николаенко в 1991 г. В раскопе были зафиксированы остатки стен бутовой кладки небольшой постройки. В ходе раскопок были найдены фрагменты синопских черепиц 60-х гг. IV в. до н.э. и чернолаковых сосудов (Николаенко 2001, с. 9). Памятник имеет большое научно-историческое значение как часть сохранившейся сельскохозяйственной округи античного полиса. Степень сохранности сельскохозяйственных сооружений античной эпохи позволила осуществить здесь музеефикацию объекта, связанного со структурой размежевки античной хоры Херсонеса. В связи с этим, поскольку II поперечная дорога визуально прослеживается на всей своей протяженности, представляется целесообразным сохранить и музеефицировать ее полностью.

 

 

Расположение